Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Словосочетание как строительный материал для предложения. Выделение главного и зависимого
Урок № 58
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание.
Словосочетание как строительный материал для предложения.
Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Рады мы проказам матушки зимы»
Цель: сформировать у школьников представление о синтаксисе и пунктуации; обучить их умению определять главное и зависимое слово в словосочетании, ставить смысловой вопрос к зависимому слову, составлять словосочетания по заданной схеме; развивать культуру речи учащихся
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о синтаксисе как разделе науки о языке, находят в предложении словосочетания, определяют главное и зависимое слово в них, устанавливают смысловую связь между словами; составляют словосочетания по данной схеме, правильно используют словосочетания в речи; умеют анализировать предложенный художественный текст с точки зрения структуры и выразительных средств.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
§ I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
(См. урок № 56.)
2. Анализ контрольной работы.
§ II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем серию уроков о синтаксисе и пунктуации. Синтаксис изучает строение словосочетания и предложения. Пунктуация тесно связана с синтаксисом, она изучает правила о постановке знаков препинания в предложении.
§ III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Синтаксис как раздел науки о языке.
Синтаксис — раздел грамматики, изучающий структуру словосочетаний, формы и типы предложений и связи слов в предложении и словосочетании.
2) Словосочетание как синтаксическая единица.
Словосочетание — соединение двух или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция которого номинативная, т. е. назывная. Синтаксис словосочетания изучает синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их соединения с другими словами. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как части речи и его лексическими значениями.
3) Виды словосочетаний по лексическому значению.
В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными. В свободном словосочетании лексические значения входящих в него знаменательных слов сохраняются: портфель брата, писать письмо. Свободным словосочетаниям противостоят несвободные, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или утрачена: сравните медвежья берлога — медвежья услуга.
4) Виды словосочетаний по структуре.
По структуре все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из двух знаменательных слов: дождливая погода, читать журнал. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов: посадить анютины глазки.
5) Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова.
Все словосочетания в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова делятся:
— на именные с главным словом именем существительным / прилагательным / числительным / местоимением: выход из дома, необходимый всем, две старушки, кто-либо из нас;
— глагольные: читать книгу, предложить поиграть;
— наречные: очень красивый, далеко от города.
6) Структура словосочетаний. Словосочетание как строительный материал для предложений.
Предложение делится на словосочетания. В словосочетании слова связаны по смыслу и грамматически. Слово, от которого задают вопрос, называется главным. Слово, к которому задаётся вопрос, называется зависимым: На востоке наливается румяная заря. Словосочетания: заря (какая?) румяная; наливается (где?) на востоке.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
§ IV. Закрепление знаний, умений и навыков
§ IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочные упражнения.
1) Спишите, обозначая крестиком главное слово в словосочетании. Задайте вопрос к зависимому слову.
Слушать учителя, выполнить аккуратно, отвечать у доски, восхищаться ответом, начало урока, домашним заданием, о письменной работе, с правильной речью.
2) Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово.
Перед (утренняя заря), осенним (воздух), в пустынной (степь), встретиться (друзья), стремиться (знания), отправиться (поход), участвовать (самодеятельность), восхищаться (пение).
2. Выборочное списывание.
Выпишите из предложений словосочетания с глаголом в роли главного слова.
Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.
Я отплываю в туман.
(К. Паустовский)
3. Трансформация словосочетаний.
Замените словосочетание «существительное + существительное» синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и наоборот.
Образец. Дом из дерева — деревянный дом.
Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые цветы, кожаная обувь.
4. Конструирование словосочетаний.
5. Творческая работа.
Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и …
6. Диктант с грамматическим заданием.
Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.
Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.
7. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
§ V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
§ VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
§ VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Что называют словосочетанием?
— Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?
- Уроки
- 29.04.2014
- 1045