Предложение. Понятие о второстепенных членах предложения. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «В окно повеяло весною»




 

Урок № 60

Предложение. Понятие о второстепенных членах предложения.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «В окно повеяло весною»

Цель: закрепить и развить у школьников представление о предложении, дополнить их знания пониманием роли второстепенных членов предложения; формировать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют второстепенные члены предложения, умеют графически их выделять соответствующими линиями, делать структурный анализ предложенного текста, верно членить его на абзацы, составлять к нему план.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о предложении — о распространённых предложениях с второстепенными членами.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Понятие о второстепенных членах предложения.

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в подчинении главным членам предложения или друг другу и служащие для их пояснения, уточнения, дополнения. Различают такие виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

2)   Определение как второстепенный член предложения.

Определение — второстепенный член предложения, относящийся в предложении к слову с предметным значением и характеризующий предмет со стороны качества, признака или свойства; отвечает на вопросы какой? который? чей? Подчеркивается волнистой линией.

Определения делятся на согласованные и несогласованные.

3)   Согласованное определение.

Согласованные определения выражаются частями речи, относящимися к определяемому слову, и способны уподобляться ему в числе и падеже, а в единственном числе — и в роде.

4)   Способы выражения согласованных определений.

Согласованные определения выражаются:

— прилагательными: Кибитка остановилась перед деревянным домиком;

— местоимениями: Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор. (А. Чехов);

— порядковыми числительными: «Второе место за нами»,— присаживаясь рядом, сказал Григорий. (Е. Мальцев).

5)   Несогласованные определения. Способы их выражения.

Несогласованные определения не согласуются в роде, числе и падеже с определяемым словом. Они могут быть выражены:

— существительным в Р. п. или Т. п. без предлогов и существительным во всех косвенных падежах с предлогами: Изба лесника состояла из одной комнаты. (И. Тургенев);

— личным местоимением: Все любили смотреть на их работу;

— сравнительной степенью прилагательного: Картины одна другой краше промелькнули в памяти;

— наречием: Дверь налево вела в гостиную;

— инфинитивом: Выходит, что одних книг мало: надо ещё уменье пользоваться ими. (М. Горький);

— фразеологическими единствами: Она не любила картошку в мундире.

6)   Дополнение как второстепенный член предложения.

Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который переходит действие или по отношению к которому проявляется признак; отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме И. п.). Подчеркивается пунктиром.

Дополнения выражаются различными частями речи, чаще всего существительными в косвенных падежах с предлогом и без него: Стало видно деревню. Мы подошли к реке.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

7)   Виды дополнений.

Прямое дополнение — это дополнение в форме В. п. без предлога, которое относится к члену предложения, выраженному переходным глаголом: Я куплю себе косу новую. (А. Кольцов)

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой В. п. с предлогом или формами других косвенных падежей с предлогом и без него: Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал. (А. Пушкин) Он занялся ещё новыми для него делами.

8)   Обстоятельство как второстепенный член предложения.

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и образ действия; отвечает на все непадежные вопросы (на вопросы наречия) где? куда? откуда? сколько? почему? зачем? как? Подчёркивается пунктиром с точкой. Способы выражения обстоятельства:

— наречие: Ей здесь душно;

— существительное в косвенном падеже с предлогом и без предлога: В этом мире я только прохожий… (С. Есенин);

— инфинитив: Мужик гусей гнал в город продавать. (И. Крылов);

— фразеологические единства: Он мчался во все лопатки.

Есть и другие способы выражения обстоятельства.

9)   Классификация обстоятельств по значению.

Обстоятельства бывают таких видов:

— образа действия: Кучер мой слез молча и не торопясь. (И. Тургенев);

— места: Зашлют тебя куда Макар телят не гонял;

— времени: Наконец усталый хозяин прекратил танцы;

— меры и степени: Ходишь день-деньской по улицам;

— причины: Старик побледнел от бешенства. (А. Герцен);

— цели: По улицам слона водили, как видно, напоказ. (И. Крылов);

— условия: В случае отказа не принуждайте его;

— уступки: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро. (М. Лермонтов).

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Грамматический практикум.

1)   Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы и второстепенные члены, укажите способ их выражения.

С сев..ра пот..нул слабый в..терок. В воздухе чу..ствовалась сырость. Вдали разд..вались раскаты грома. По..вилось большое подвижное обл..ко. Из м..хнатых туч беск..нечным потоком полил л..дяной дождь.

2)   Запишите предложения, определите грамматические основы, подчеркните второстепенные члены, указав способ их выражения. Определите сложное предложение.

Миньке снилась солнечная речка. Минька задумчиво наблюдал за облаками. Они медленно двигались по синему небу. В лесу громко закричала какая-то птица. Куковала кукушка, свистели синицы, верещали дрозды.

(По В. Белову)

2.   Творческая работа.

Допишите предложения. Подчеркните вставленные слова как члены предложения.

Школьники посадили (что?) ... Пятиклассники писали (что? о чём?) ... Земля в саду усыпана (чем?) ... Автобус привез (кого?) ... Ребёнок радуется (чему?) ...

3.   Конструирование предложений по схемам.

По данным схемам составьте предложения.

а)                 .

б)              .

4.   Синтаксический практикум.

1)   Найдите члены предложения, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? чей? Спишите, подчеркните грамматические основы предложений и определения.

Прошло тёплое лето. Наступила ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми улетают ласточки. Их ранний отлёт предсказывает раннюю зиму.

2)   Запишите, указав, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов. Какими членами предложения они являются?

С конца августа в воздухе холодеет. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы.

(По К. Ушинскому)

5.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Без каких членов предложение не может быть построено?

— Что помогает найти главные и второстепенные члены предложения?

— Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

Вітаємо вас на сайті ForFun.pp.ua! Зараз ви переглядаєте матеріал під назвою "Предложение. Понятие о второстепенных членах предложения. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «В окно повеяло весною»", із категорії "Уроки", який є складовою архіву нашої безкоштовної бібліотеки. На сторінках нашого сайту ви знайдете багато матеріалів: ГДЗ, творів переказів, конспектів, презентацій, ДПА, ЗНО, методички, посібники до уроків та багато іншого. На сайті  доступний швидкий пошук та безкоштовний доступ до будь-якого матеріалу. Легкого навчання та викладання!
 
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі!
Реєстрація | Вхід