Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Предложения с эмоциональной окраской (восклицатель
Урок № 61
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные). Предложения с эмоциональной окраской (восклицательные).
Вопросительные предложения с частицей ли (укр. чи). Интонационная оформленность предложений. Логическое ударение
Цель: научить школьников определять виды предложений по цели высказывания, строить и правильно интонировать простые предложения с учётом цели высказывания, развивать культуру речи
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, верно ставят знаки в конце предложения, правильно интонируют предложения, учитывая логическое ударение.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
§ I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
§ II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
В процессе общения мы о чём-то рассказываем, задаём вопросы, просим или требуем что-либо сделать. При этом меняется интонация. Об этих особенностях предложений, используемых в нашей речи, вы узнаете сегодня.
§ III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Виды предложений по цели высказывания.
Каждое высказывание имеет определённую цель: вопрос, побуждение к действию или сообщение.
По цели высказывания различаются вопросительные, побудительные и повествовательные предложения.
2) Вопросительные предложения.
Вопросительными называются предложения, в которых говорящий стремится узнать от собеседника интересующую его информацию: А рыжики в Греции есть? (А. Чехов)
Широко распространённая разновидность вопросительных предложений — риторический вопрос, предложение по форме вопросительное, но имеющее значение эмоционально окрашенного утверждения или отрицания (не требующее ответа).
3) Побудительные предложения.
Побудительными называются предложения, выражающие волю, стремление говорящего побудить собеседника к совершению какого-либо действия. Побудительные предложения могут выражать приказание или распоряжение, требование, разъяснение, убеждение, предупреждение и т. д.
4) Повествовательные предложения.
Повествовательным называется предложение, содержащее сообщение о реальных фактах действительности, событиях, явлениях и т. п.: Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. (Л. Толстой)
5) Эмоциональная окрашенность предложений.
Восклицательными называются предложения, в которых содержится эмоциональное отношение к содержанию высказывания. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут стать восклицательными при наличии восклицательной интонации: Будьте бдительны! Что вы говорите?! Он вернулся!
6) Интонирование предложений разных видов.
При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается (), затем делается небольшая пауза (|), в конце повествовательных предложений голос понижается (¯): Ребята с большим интересом | смотрели фильм ¯.
При чтении вопросительных предложений наибольшее повышение голоса приходится на слово, которое показывает, о ком (о чём) спрашивается в предложении.
Вы были в Киеве? Вы были в Киеве?
Интонацией мы можем выделить одно из слов или группу слов, важных с точки зрения произносящего. Такое выделение называется логическим ударением.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
§ IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочные упражнения.
1) Запишите предложения. Охарактеризуйте их.
Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Посещаешь ли ты школьную библиотеку? Выбираешь ли ты книги сам или тебе помогает библиотекарь? О чём ты любишь читать больше всего? Стихотворения каких поэтов ты знаешь наизусть?
2) Переведите предложения предыдущего упражнения на украинский язык.
2. Работа с текстом.
Внимательно прочитайте текст. Обдумайте его содержание. Выясните значение непонятных слов и выражений. Найдите орфограммы и пунктограммы.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их облизывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
— Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками.
(По А. Н. Толстому)
3. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
§ V. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
§ VI. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Расскажите, какие вы знаете предложения по цели высказывания?
— Какие предложения называются восклицательными?
— Расскажите об интонировании предложений, различающихся по цели высказывания.
— С помощью какой частицы образованы данные вопросительные предложения?
Не видал ли где на свете ты царевны молодой?
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
- Уроки
- 29.04.2014
- 919